Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 09:27
Меню сайта
Категории раздела
Здоровый малыш [10]
Скоро в школу [7]
Это должен знать каждый родитель [18]
Поощрение и наказание
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 45
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Это должен знать каждый родитель

сценарии пальчиковых игр
Упражнения для пальцев рук детям с речевыми нарушениями


Очень хорошую тренировку движений для пальцев рук дают народные игры - потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе ничего нет!


При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движении.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.


В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

"Пальчики здороваются" – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
"Человечек" – указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.
"Слоненок" – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок "идет" по столу.
"Корни деревьев" – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опушены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: включить разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ:
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т п.).

Познавательная пальчиковая игра "Домашние животные"

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Развитие речи | Пальчиковые игры

Основные цели игры:
Закрепить у детей умение образовывать название детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова, схожие по звучанию. Развитие мелкой моторики.

Материал для игры:
Сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных.

Ход игры:
Ведущий-взрослый читает детям русскую народную песенку.


Уж ты котенька-коток,
Котя, серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Ты же ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.


-Про кого эта песенка? (про кота) Как его ласково называют в песенке? (котенька, коток, котя). Какое это животное – домашнее или дикое? (домашнее) Каких еще домашних животных вы знаете? Ведущий предлагает послушать еще одно стихотворение И. Токмановой. «Где спит рыбка?».


Ночью темень. Ночью тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Где спит рыбка? (в воде). Это ее домик.


В разных домах живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру: «Чей домик?». Я назову разные знакомые вам дома животных, а вы скажите, какие детеныши в них живут? Чей это домик? Чей дом в конуре? (щенков, щенят). В конюшне – дом жеребят, в коровнике – дом телят, в сарае – дом козы. Молодцы, а теперь мы покажем на пальцах и отгадаем загадки:


«С хозяином дружит
Дом сторожит.
На чужих лает,
В свой дом не пускает».

Собака. (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх.
Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)


«С подстриженной гривой
Скачет ретиво.
Чуть шпорами тронь
Кто ж это?»

Конь. (Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.)

Не бык, а с рогами,
Не человек, а с бородой.
Козлик. (Внутренняя сторона ладони опушена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.)

Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается.
Кошка. (Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх.)

Молодцы, вы угадали, все показали, а теперь поиграем.


«Цап - царапки»
Есть у нашей кошки лапки,
А на лапках – цап-царапки.
Цап-царапки, ноготки,
Очень острые они.

(Дети показывают лапки, пальцы сжаты в кулачки, обе руки выбрасывают вперед, пальцы разжимают (два раза на каждый такт).


Кошка целый день хлопочет,
Коготки кошка точит.
Наточила, спать легла
И во сне произнесла: «Мяу»

(Точат «когти» – проводят пальцами по столу, разжимая и сгибая их. Кладут руки под голову, поднимают голову и произносят «Мяу».)

Пальчиково-математическая игра - "Путешествие"

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры | Обучение счету

Основные цели игры:
Закреплять знания свойств предметов, умение использовать символы для их обозначения, знание порядковых численных и числового ряда.
Развивать внимание, память, речь, фантазию, формировать навыки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе. Развитие мелкой моторики.

Материал для игры:
1. Демонстрационный «паровоз»; игрушки – филин, заяц, лиса, волк; карточки с числами от 1 до 10.
2. Раздаточный – геометрические фигуры, «билеты», карандаши.

Ход занятия:
1. Поется потешка:

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом зацепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.


Идем на поезд. Паровоз – стул, вагоны – банкетки. Каждый вагон надо обозначить с помощью геометрических фигур. Например, на первый вагон ставится большой красный треугольник, на третий вагон – маленький синий круг, на вагон, идущий после четвертого – большой зеленый прямоугольник, на вагон, стоящий между третьим и пятым – маленький синий овал, на второй вагон – маленький желтый квадрат. Это делают дети, раскладывая по очереди фигуры в «вагоны» по указанию ведущего взрослого.

Затем дети идут в «кассу» за билетами. Билеты – это карточки, на одной стороне которых стоит символ вагона (например ), а на другой стороне написана цифра, которая указывает на количество детей, которые могут ехать в одном вагоне. Получив билеты, дети садятся в вагоны, ведущий-контролер проверяет билеты и уточняет, сколько детей находится в данном вагоне.

2. Остановка.

Все выходят из вагонов и входят в лес. В нашем лесу живет заяц, давайте его покажем.
«Зайка»:

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)

Ребята, посмотрите, какое стоит красивое дерево. Давайте его покажем.
«Дерево»:

У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами.)

Счетно-пальчиковая игра "Транспорт"

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры | Обучение счету

Основные цели игры:
Формировать представление о разных видах транспорта. Закреплять счетные умения, знание цифр, геометрических фигур. Развитие мелкой моторики.

Материалы для игры:
Альбомный лист, цветные карандаши, спички или счетные палочки (25 шт.) на каждого ребенка.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Транспорт бывает разный, и это мы сейчас с вами увидим.

Отгадайте загадку:
«Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю,
Отправляюсь я в полет, кто же это ? - (вертолет)»

Скажите, какие машины еще летают? (самолет, ракета). Где они летают? (по воздуху). От этого слова и называется транспорт – воздушный. Давайте нарисуем вертолет. Какие геометрические фигуры мы использовали для изображения? (круг, овал) Сколько овалов? (3) Сколько кругов? (3)Найди соседей цифры 3 и покажи. Поровну ли кругов И овалов? Какого размера овалы? (большие) Какого размера круги? (маленькие) Сколько всего кругов и овалов? (6). Найди соседей цифры 6.

Следующая загадка:

Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала, Заржала, побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня. (Машина)


Давайте выложим машину из спичек (счетных палочек).
Какие геометрические фигуры получились? Сколько квадратов получилось? (3) Сколько прямоугольников? (2). Сколько всего геометрических форм? (5) Покажи соседей цифры 5. Чего больше - квадратов или прямоугольников? (квадратов)

Следующая загадка:

Паровоз без колес!
Вот так чудо- паровоз!
Не с ума ли он сошел? -
Прямо по морю пошел! (Пароход)


Что еще у нас плавает в воде? (Лодка, корабль, подводная лодка). Этот транспорт называется водным. Давайте сделаем пароход из пальцев.

"Пароход"
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Итак, о каком транспорте мы сегодня говорили?! Воздушный, водный, наземный.

Пальчиковая игра "Наши пальчики"

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры

Основные цели игры:
Знакомство детей с названием пальцев руки. Развитие мелкой моторики рук.

Раздаточный материал для игры:
Цветные карандаши, лист бумаги.

Ход занятия:
Ведущий-взрослый: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение о пальчиках и мы с вами поиграем, но пока мы не знаем, как их зовут, а ведь каждый пальчик имеет свое название.

"Твои пальчики":
Этот пальчик самый большой, самый веселый самый смешной!
(показывает ребенку большой палец)
Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный!
(указывает на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик средний, он ни первый, ни последний!
(отгибает средний палец)
Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной!
(согнуть внутрь ладони безымянный палец, как будто он не хочет каши)
Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик!
(Оттопырить мизинец так, будто он хочет убежать от других пальчиков)

Теперь ребята возьмите лист белой бумаги и простой карандаш, мы будем с вами обрисовывать каждый свою ладошку. Положите левую ладонь на лист бумаги и обведите ее карандашом, так чтобы каждый пальчик был отдельно от другого.
Покажите мне большой палец на вашей руке, а теперь на листе бумаги и раскрасьте его в желтый цвет.
Покажите указательный палец на руке, затем раскрасьте его на листе бумаги в красный цвет.
Покажите средний палец на руке, а на листе бумаги раскрасьте его в синий цвет. Покажите безымянный палец на руке, теперь раскрасьте на листе бумаги его в зеленый цвет.
Покажите мизинец на руке, теперь раскрасьте на листе бумаги его в черный цвет.

Вопросы к детям:
-Какой палец мы раскрасили в желтый цвет? (большой)
-Какой палец мы раскрасили в красный цвет? (указательный)
-Какой палец мы раскрасили в синий цвет? (средний)
-Какой палец мы раскрасили в зеленый цвет? (безымянный)
-Какой палец мы раскрасили в черный цвет? (мизинец)
(при ответах дети должны назвать палец и показать его на листе бумаги).

Предлагаю вам показать, что мы умеем делать из пальчиков:

"Очки"
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки; колечки поднести к глазам.)

"Флажок"
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
(четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец – вместе, большой опущен вниз; тыльная сторона ладони к себе.)

"Цепочка"
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(большой и указательный пальцы левой руки в кольце, попеременно через это кольцо пропускаем колечки из пальцев правой руки: большой - указательный, большой - средний, и т.д.)

"Шарик"
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Cтал он тонкий и худой.
Надуваем быстро шарик. Он становится большой
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой.
(пальцы обеих рук в «цепочке» и соприкасаются кончиками; в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара, когда воздух «выходит» – пальчики принимают исходное положение).

"Колокольчик"
Колокольчик все звенит,
Языком он шевелит.
(тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает).

Ведущий предлагает новую игру:

ПАЛЬЧИКИ и МИШКА

Где же наши пальчики?
(дети сгибают пальцы рук и ног – «прячут их», смотрят на стопы ног и кулак) Вот наши пальцы.
(разгибают пальцы ног и рук)
Пляшут, пляшут пальчики
Пляшут наши пальчики.
(в такт музыки поднимать и опускать, сжимать и разжимать пальцы рук)
Вот идет вдруг Мишка,
Мишка косолапый.
Может наступить нам
Он на пальцы лапой.
(поставить ноги на внешнюю сторону стопы, пальцы поджать; ритмично поднимать то одну, то другую ногу, изображая ходьбу косолапого медведя).
А мы пальцы спрятали,
да спрятали, да спрятали!
Не наступит Мишенька,
Да, лапою, да лапою!
(поднять носки стоп, поджать пальцы ног, а пальцы рук сжать в кулак; держать до конца куплета).
Садовая Ю.В.,

Пальчиковая игра с развитием устного счета "В гости к Белоснежке"

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры | Обучение счету

Основные цели игры:
Закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа. Закрепить знание цифр, умение соотносить цифру с количеством. Закрепить понятия «широкий» и «узкий». Развитие мелкой моторики.

Материал:
Демонстрационный: четное количество васильков, ромашек и колокольчиков. Картинки для фланелеграфа*, карточки с числами от 1 до 10. Изображения гнома, великана, Белоснежки. Квадратный лист с нарисованными на нем геометрическими фигурами.

Раздаточный: набор геометрических фигур, лист бумаги, лист с изображенными на нем точками с числами от 1 до 10.

* Смысл фланелеграфа прост: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки.
Сделать фланелеграф очень просто: берем кусок фанеры или толстого картона (я взяла ненужную полку от шкафа), обтягиваем его однотонной фланелью и все фланелеграф готов.

Ход игры:
Жили-были гном и великан. И решили они сходить в гости к Белоснежке. Взяли с собой карту. Карта была секретная. Сможешь ее запомнить – найдешь дорогу к Белоснежке. Воспитатель на некоторое время (10 сек.) показывает карту.
Дети должны по памяти выполнить тоже самое на своих листах, а затем рассказать, что и где у них разложено. Карту запомнили - можно идти в дальнюю страну.
Идет великан и поет: «Большие ноги шли по дороге – Топ! То-оп, то-о-п, то-оп! То-о-п, то-оп, то-оп!» (Прошагай пальчиками как великан). Идет гном и тоже поет: «Маленькие ноги шли по дороге – Топ-топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топтоп! (Прошагай пальчиками как гномик). Дошли они до моста. Один мост узкий, а другой широкий. Как вы думаете, по какому мосту пойдет великан, а по какому гном и почему?
И решили гном с великаном по дороге все пересчитать. Мимо чего не шли, все пересчитывали и записывали. Воспитатель ставит на фланелеграф 5 елок, б васильков, 7 грибов, 8 ромашек, 9 бабочек, 1О колокольчиков (стоят группами, поодаль друг от друга). Дети выходят по одному пересчитывают количество, например, елок, находят нужную цифру и ставят рядом. Когда дойдет очередь до грибов, можно спросить у детей, как эти грибы называются, какие съедобные, какие нет?
Долго шли великан и гном. Устали. Решили в поле отдохнуть и из цветов венок сплести. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе последовательность: колокольчик, ромашка, василек Дети выходят по одному и продолжают «плести». Затем воспитатель предлагает им каждому сплести свой венок. На столе у детей набор геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура – цветок. Для проверки правильности решения можно попросить у детей назвать, какие фигуры повторяются.
Отдохнули. Взяли венок с собой, чтобы его Белоснежке подарить и пошли дальше. Идут и песню поют. «Мы идем в гости к Белоснежке, где звезды с березами смотрят в реку. Пойдем туда, где гуляет Га-Га и ходят вразвалку Ко-Ко и Кис-Кис. Пойдем в страну, где пасется Му-Му, где скачет легко по лугам И-го-го. И там за праздничным столом веселую песню Белоснежке мы споем.

Дерево – прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Гусь – предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец упирается на большой. Все пальцы прижаты к друг к другу.

Курочка – ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Кошка – средний, безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх.

Корова – указательный палец поднят вверх, остальные сжаты в кулачок. Поднести обе руки к голове.

Лошадь – правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют гриву.
Дошли, наконец, к двери. Дверь на замке. Открыть ее сможем, если найдем ключ. Для этого надо правильно соединить точки с числами. Соединим точки, получим ключ.
Этим ключом откроем дверь и войдем к Белоснежке и сядем за праздничный стол.

Развивающая игра "В гости к кукле Маше"
От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры | Обучение счету | Развитие речи

Основные цели игры:
Закреплять знания об отдельных предметах мебели, посуды, формировать представление об их функциях; знакомить с производными словами (сахар–сахарница, молоко–молочник, чай–чайник). Упражнять в понимании и употреблении пространственного предлога «на». Закреплять знания о цветах, понятиях один и много. Уметь отвечать на вопросы (столько, сколько). Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Вызвать желание помочь другому. Делать постройку из кирпичей и кубиков.

Материал:
Мебель (стол, стулья, шкаф, кровать). Чайный сервиз. Куклы Маша, Катя, Света. Кубики и кирпичи для постройки.

Ход игры:

Ребята, это комната. Здесь живет девочка Маша. Давайте-ка посмотрим и скажем, какие предметы находятся в комнате (стол, стулья, кровать, шкаф). Правильно, а как все эти предметы можно назвать одним словом? (мебель). А как зовут девочку, которая здесь живет? (Маша). Где сидит Маша? (На стуле). Ребята, к Маше сейчас придут ее подруги Катя и Света. Они будут пить чай. Давайте Маше поможем накрыть на стол. Что мы постелем на стол? (Скатерть) А что мы должны поставить на стол для чая? (Чайник, чашки с блюдцами, сахарницу, молочник, конфетницу, ложки). Какого цвета у нас чашки? (Желтая, зеленая, синяя, красная). Какого цвета блюдца? (Красное, желтое, зеленое, синее). А теперь давайте подберем по цвету, чтобы блюдце и чашка быть одного цвета. Молодцы. Сколько у нас чашек? (много) Сколько у нас блюдец? (Много) По-скольку у нас чашек и блюдец? (поровну, чашек столько, сколько блюдец). Ребята, как вы думаете, а для чего нужна нам сахарница? (для сахара). А для чего нужен молочник? (для молока). А для чего нужен чайник? (наливать чай). Какого цвета сахарница? (синяя с красивой крышкой) Какого цвета молочник? (синий). Какого цвета чайник? (желтый с красной крышкой). Вот накрыли мы на стол и пришли в гости Катя и Света. И принесли с собой конфеты. Куда мы положим конфеты? (В конфетницу). А теперь Маша, Катя и Света будут пить чай. Ребята, давайте покажем нашим подругам как мы умеем при помощи рук изобразить стул и стол.

Читаем стих, дети показывают стул.
«Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье»
(Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).

Стол:
У стола четыре ножки,
Сверху крышка,
Как ладошка.
(Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка).

Девочкам очень понравилось как мы изображаем стул и стол, но вы знаете, Катя и Света рассказали мне, что у них нет стола и стульев и они не могут пить чай. Давайте им построим. Рассматриваем образцы, определяем, из каких деталей сделаны части. Затем показываем способ выполнения постройки, фиксируем внимание на последовательности действий. Когда постройки готовы, детям даются куклы, с которыми они играют.

Пальчиковая игра с элементами аппликации "Наши умные пальчики"

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры

Основные цели игры:
Упражнять в раскладывании предметов (один и много). Закреплять умение различать верх и низ. Развитие мелкой мускулатуры пальцев. Вызвать желание помочь другому. Наклеивать круги двух цветов на полоску.

Материал:
Две полоски одинаковой длины и ширины. Геометрические фигуры: круги, треугольники. Полоски белого цвета (4х20 см), круги диаметром 3 и 2 см красного, синего, зеленого, желтого цветов.

Ход игры:
Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Но он так спешил, что перемешал все геометрические формы и теперь не знает, где какая. Вспоминаем, какие геометрические формы мы знаем. Давайте ему поможем. Дети по очереди достают из коробки и показывают геометрические фигуры. А теперь Буратино хочет с вами поиграть. Вверху у нас полоска желтого цвета, а внизу полоска зеленого цвета. На верхнюю полоску положим круги, на нижнюю – треугольники. Сколько кругов? (много). Сколько треугольников? (один) А теперь давайте из кругов составим цветок. В середину кладем один круг, а теперь вокруг него выкладываем круги. Вот какой красивый цветок получился у нас. И Буратино тоже нравится. А, теперь, давайте покажем Буратино, как мы умеем играть пальчиками. Я буду читать стихотворение, а вы будете с помощью пальцев изображать животных и птиц.

Кошка:
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец – подняты вверх).

Зайка:
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы . Ими шевелить в стороны и вперед.)

Петушок:
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладони вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.)

Птичка:
Пальчики – головка
Крылышки – ладошка.
(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга. Большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.)

Буратино, как тебе понравилось? Очень. Ребята, вы знаете, у Буратино тоже есть друзья, и он может им что-нибудь подарить. Давайте ему поможем и сделаем в подарок шарфики. Предложить каждому ребенку выполнить узор на полоске. Наклеивать круги двух цветов на полоску. Составить узор из полосок. Рассмотреть, полюбоваться работами, попрощаться с Буратино.
Автор: Садовая Ю.В.,

Комплексное занятие по мелкой моторике

От 2-х до 7 лет | Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры | Подготовка руки к письму

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой.

В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика, упражнения способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.

Необходимо рассмотреть предметы, находящиеся на столе.
– Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками.
1. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).


В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.

На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
2. Игра с карандашем

Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2
Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3
Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.

Упражнение №4
Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5
Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.
3. Физкульт минутка


Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

4. Выполнение фигурок животных из пальцев рук

Конструируя из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.д. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, короткие рассказы, с сопровождением построения фигурок их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии детей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно сопровождать фигурками из пальцев рук, а так же использовать на других занятиях (математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, художественная литература).

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Кошка
А у кошки ушки на макушки
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

Колокольчик
Колокольчик все звенит –
Языком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).
Сказка «Приключение зайки»

(Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук, которые были ранее освоены).
Жил-был возле леса на полянке, где росли красивые цветы, заяц. Ему было очень скучно, и он пошел искать друга. В лесу он встретил другого зайчика. На их беду в лес прибежал волк - зубами щелк. Убежали зайцы, спрятались, и думают, что им сделать. И решили они построить дом. Посмотрели зайцы, что волка нет и пошли в лес. Они пилили, рубили, молоточком колотили и построили себе дом, а в доме стол, стул, кровать и крепкий замок. Прибежал на стук волк - зубами щелк, посмотрел на дом зайцев и убежал прочь. А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.
5. Ориентировка в пространстве и на листе

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

– Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

– Положите по середине листа, вертикально одну сетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

– Что получилось? (Елочка)
– Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

– В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.
– Как вы думаете, что получилось? (Цветок)
– Сколько фасолен вы использовали для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)
– Сколько фасолен черного цвета? (Одна)
– Пять плюс один – будет шесть.

– В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.
– Дети, что получилось? (Гриб)

– В верхнем правом углу положите пять горошен.
– На что похоже? (Солнце)

– В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
– Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

  
Пальчиковая гимнастика

От 2-х до 7 лет | Пальчиковые игры

«Солнышко»
Раз, два, три, четыре, пять!
-Показывать заданное количество пальцев.
Солнце глянуло в кроватку!
- Кулачок «просыпается» (сжимать и разжимать кулачок).
Раз, два, три, четыре, пять!
Дружно сделаем зарядку!
- Кулачок «просыпается».

«Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся,
- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
- Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
- Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.

«Мячик»
Друг веселый, мячик мой!
- Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.
Всюду, всюду ты со мной!
- Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.

«Домики для пальчиков»
Раз, два, три, четыре, пять -
-Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.
Вышли пальчики гулять.
-Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять-
-Сжимают пальцы в кулачки.
В домик спрятались опять.
 -Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «домики» пальчиков.
Автор: Садовая Ю.В. 

br>
Категория: Это должен знать каждый родитель | Добавил: Azbuka (23.03.2012)
Просмотров: 2318 | Комментарии: 2 | Теги: пальчиковые игры, сценарии пальчиковых игр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Образовательно-воспитательное агентство.
Облако тегов
Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральный портал:"Российское образование".

  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz