Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 09:30
Меню сайта
Категории раздела
Здоровый малыш [10]
Скоро в школу [7]
Это должен знать каждый родитель [18]
Поощрение и наказание
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 45
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Это должен знать каждый родитель

Память, внимание, мышление
Уважаемые папы и мамы! Внимание, память и мышление - это основные процессы, развитию которых необходимо уделять серьёзное внимание в преддошкольном детстве. Действительно, это залог дальнейшего успешного обучения. Когда-то я сама была свидетелем результатов, которые дал цикл занятий с психологом ученика 5-го класса.
 
В течение нескольких лет у мальчика были не проходящие тройки и двойки по математике.
 
Отчаявшаяся мама обратилась за помощью к репетитору, но педсовет школы предложил другой путь - занятия с психологом на развитие внимания, памяти и мышления ученика.
 
Занятия, в частности, включали задания на классификацию - например, в одной игре необходимо было распределить известные продукты питания в отдельные группы: молочные, мясные и хлобобулочные изделия.
И если такой вопрос не представлял никакой сложности для хорошистов и отличников того же класса, то для мальчика, о котором я начала рассказывать, задачка стала неразрешимой. Он, безусловно, вспомнил названия продуктов, но распределить их по категориям не смог. Тем радостнее для нас был результат занятий месяца через два.
Довольно легко уже выполнялись задания на классификацию, и, в параллели с этим, сильно изменилась картина с задачами и примерами по математике - наблюдались более быстрое и чёткое понимание задания и выбор быстрого и удобного способа решения.
 
Развитие памяти у детей.
 
Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозгу ребёнка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти.
 
Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия, у ребёнка появляется узнавание.
Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребёнке, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издаёт тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребёнка и определённым комплексом раздражителей.
 
Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребёнок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается.
Первоначально промежуток времени, а течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребёнок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К трём годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.
 
Прочность и длительность запоминания у четырёхлетнего-пятилетнего ребёнка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.
 
Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.
 
Часто вспоминаемый предмет представляется ребёнку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто какая-нибудь деталь, которая осталась бы не замеченной взрослым, ребёнком запоминается прочно и надолго.
 
Знаменитый русский ученый-математик Софья Ковалевская пишет в своих воспоминаниях: «...Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха... но года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня тотчас пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».
 
Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.
 
Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника.
 
Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.
 
У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.
 
Когда малыша просят рассказать про тот или иной предмет, он вспоминает виденный им какой-нибудь конкретный случай. Например, трёхлетнего ребёнка спрашивают: «Ты помнишь, какая бывает кошка?» Он отвечает: «Чёрный Васька с Жучкой дерётся». В отличие от этого ответы старших детей носят более обобщённый характер. Например, шестилетняя Маня на подобный вопрос отвечает: "Они мышей ловят, живут в домах, любят молоко".
 
Здесь ребёнок основывается уже не на воспоминании об отдельной, конкретной кошке (чёрном Ваське), а на известном представлении о кошках вообще. Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой.
Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщённые группы сходных предметов и явлений, придаёт запоминанию словесно-логический характер.
 
В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребёнка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают.
 
Если, например, привести дошкольника в лабораторию и за ставить его запоминать отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребёнку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо большее число слов. (...)
На более ранних ступенях развития, в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте, память носит непроизвольный характер.
 
Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда. Попытки со стороны взрослого поставить перед маленьким ребёнком задачу запомнить что-нибудь не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания.
 
Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает. Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребёнок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает.
 
Память как особая целенаправленная деятельность — как произвольное запоминание и припоминание — у детей этого возраста ещё не сложилась.
 
В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребёнок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти.
 
Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.
 
Если просто сказать ребёнку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребёнком принимается и он начинает активно стремиться к её разрешению.
 
На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.
 
Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребёнок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.
 
Мальчик пяти лет выслушивает поручение, даваемое ему воспитательницей, и говорит: «Вы мне ещё раз скажите, а то я забуду». Он уже знает, какую роль играют повторения, и стремится их использовать для лучшего запоминания.
 
В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребёнок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приёмы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребёнку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приёмы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д.
 
Когда ребёнок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.
 
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.
 
Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.
 
Вместе с тем совершенствуются приёмы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процессах запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки предметов, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.
 
Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает образная память, в то время как у учёных-теоретиков интенсивно развивается память словесно-логическая.
 
Усовершенствование памяти у юноши и взрослого человека в значительной мере зависит от того, как они работают над своей памятью, как они её развивают. Знакомясь с особенностями памяти и изучая её закономерности, человек получает возможность овладеть более совершенными способами запоминания и тем самым существенно повысить его эффективность. А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
 
 
Категория: Это должен знать каждый родитель | Добавил: k-service (26.01.2012)
Просмотров: 341 | Теги: память, мышление, внимание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Образовательно-воспитательное агентство.
Облако тегов
Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральный портал:"Российское образование".

  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz